Виртуальный историко-краеведческий музей МОБУ СОШ №1 с.Бураево
Бураевского района Республики Башкортостан
О музее
История школы
Школа сегодня
Ими гордится школа
Победа! 70 лет
Экскурсия по школе
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 203
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Чалкаково

Охарактеризуем поселения 4-й юрты. Название д. Чалкаково при р. Шулей происходит от древнебашкирского  салкак - голая, жесткая, каменистая (местность). Она известна с начала XVIII в.

Опубликован интересный документ от июля 1732 г., говорящий о повышении роли родословной в поземельных делах наряду с официальными жалованными и сберегательными грамотами жителей данного селения. Башкиры Чалкакова Ишперда Баканов, Бускун Исенгулов, сотник Кошар Теуков, Сарбай Зиянов, Усман Исенов, Абдулсалам мулла Исенов вместе с вотчинниками д. Ерми, Кулево, старый Каинлык, Кангышево Эске-Еланской волости («Успюля Тож»), изучив свою родословную («исследовав мы меж собою от прапращурского поколения») и шежере прибывших к ним башкир Сулеймана, Тляса, Тляка, муллы Юзея Бикметевых, установили с последними свое общее происхождение - родство: «Истари прапращур наш, также и прапращур их, Сулеймана с братьями, были братья родные и одновотчинники ...волости, и владели вотчинною землею прапращуры наши вообще ис платежа ясака. И ныне мы ... с общего согласия им, Сулейману з братьями, отделили ... ис платежа ясака как из вотчинной земли, так и из лесу и из рыбных ловель и изо всяких угодьев жеребий в общее с нами владение». Границы их вотчины: «по Большой речке Беркати с вершины левою стороною до устья, по которой речке с вершины правая сторона вотчина Бадряковская до смежной Ельдятской вотчиной межи к Ыраузу, от вершины же речки Большой Беркати правою стороною, а от тое межи к Ыраузу подле смежна Ельдяцкой вотчиной же межи правою стороною до большей аремы, а от той аремы по р. Букаляхе с устья до вершины правою ж стороною, а от вершины речки Букалязы до озера Ямчитау, подле соснового бору». Из общего ясака в размере 20 куниц и 13 батманов меда Сулейман с братьями должны были внести в казну по кунице и 2 батмана меда в год.

А теперь несколько данных о развитии деревень. Несмотря на то, что деревня упоминается в договорной записи 1732 г., мы не располагаем статистическими сведениями о башкирах за XVIII в. Коренные жители между 1783 и 1794 гг. приняли к себе на поселение ясачных татар, перешедших в тептяри и в 1795 году насчитывающих восемнадцать мужчин и пятнадцать женщин.

Несмотря на это сами тептяри (Сафаргали, Мухаметгали Салиховы, Сабит Салимов, Абдулбасир Баязитов, Шигабутдин Абсаламов, Хисамутдин Сайфутдинов, Курбангали Сайфаргалеев, Загидулла Мухаметгалин) в 1839 г. заявили, что «на владеемую землю прав письменных никаких не имеем и, когда предки наши поселились, не припоминаем».

В 1816 г. в 35 дворах проживали башкиры 232, тептяри из татар 50 человек, в 1834 г. было 365 башкир и 99 тептярей при 80 дворах. В 1859 г. отмечено 723 вотчинника (131 двор) и 135 припущенников при 21 дворе. Перепись 1920 г. взяла на учет 2287 башкир и татар при 439 дворах.

В 1842 г. юртовым старшиной 4-й юрты служил внук вышеупомянутого Бускуна зауряд-есаул Игтисам Байтов сын Бускунов, отслуживший в 1815 г. этапную службу в Тобольской губернии и в 1820 г. - линейную службу в Красногорской крепости. Его сыновья: Миргаязитдин (17 лет), Фазлитдин (9 лет), Назметдин (6 лет). Кто-то из жителей сегодня сможет составить свою родословную до отца Бускуна. (Исянгул-Бускун-Баит-Игтисам и его 3 сына...). 365 башкир в 1842 г. засеяли 276 пудов озимого и 600 пудов ярового хлеба. Имели 2 водяные мельницы. Башкирам с тептярами (364 человека в 1834 г.) принадлежало 213 лошадей, 241 корова, 225 овец, 277 коз. Пчеловоды имели 194 улья и 109 бортей. Действовала мечеть.

 

Они учились у нас
Исследовательская работа
История деревень
Поиск
Сайты учителей школы
>